МКОУ "Ольховатская средняя общеобразовательная школа" им. Героя Советского Союза Бирюкова Василия Николаевича
Курская область, Поныровский район, с. Ольховатка
  • Наставничество

      Наставничество (модель: ученик-ученик).

     В современной системе школьного образования происходят активные трансформационные процессы, обусловленные изменениями в социальной, экономической, информационной и других сферах общественного развития. Актуальной является задача формирования духовно-нравственных качеств подрастающего поколения, которые лежат в основе формирования «новых грамотностей» и необходимых компетенций выпускника школы.

          Наиболее активно именно в школьные годы формируется экологическая грамотность как необходимое качество современного человека, которая самым тесным образом связана с функциональной грамотностью.

         Функциональная грамотность предполагает не только развитие высокой адаптивности личности к изменениям внешней среды, умение решать конкретные жизненные задачи на основе полученных знаний и умений, возможность участвовать во всех видах деятельности, где грамотность необходима для эффективного функционирования, но и готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира. Формирование функциональной грамотности как усвоение общих понятий, освоение универсальных способов деятельности, позволяющих решать различные жизненные задачи, опирается на формирование ключевых, универсальных «гибких» навыков как компетенций XXI века.

          Неотъемлемой составляющей функциональной грамотности учащихся является экологическая грамотность, которая самым тесным образом связана с понятием экологической культуры, поскольку направлена на формирование этого необходимого современному человеку личностного качества.

          Экологическая грамотность включает в себя не только осведомленность об окружающей среде и связанных с ней проблемах, но и экологические установки, которые обеспечивают включенность личности в преобразование окружающей среды, ответственное и активное экологическое поведение.

          Являясь, наряду с функциональной (а также информационной, визуальной, финансовой, поликультурной, коммуникативной и др.) одной из важнейших «новых грамотностей», экологическая грамотность способствует формированию группы важнейших «гибких» навыков:

      - «Понимаю себя и других» (самоконтроль, рефлексия, эмоциональный интеллект);

      - «Управляю собой» (планирование, ориентация на результат, целеустремлённость);

      - «Познаю мир» (системное мышление, вероятностное мышление, выдвижение и доказательство гипотез);

      - «Учусь учиться» (анализ и использование информации, моделирование, смысловое чтение);

      - «Действуем в команде» (сотрудничество, коммуникация, координация, лидерство, разрешение конфликтов);

      - «Решаем проблемы» (конвергентное, дивергентное и латеральное мышление, принятие решений);

      - «Создаём новое» (исследование, проектирование).

        Одним из современных инструментов, который имеет глубокие корни, но возрождается в системе образования на современной основе и позволяет формировать у школьников «гибкие» навыки, является наставничество.

        МКОУ «Ольховатская СОШ», активно продвигая идеи образования для устойчивого развития, в 2023-2024 уч. году внедряет целевую модель наставничества: учитель-учитель, ученик-ученик. Было принято решение перевести ситуационные формы экологической волонтерской деятельности, шефской помощи старшеклассников в формат программы наставничества на основе проекта «ЭкоКласс Р.Ф.».

    Цель проекта «ЭкоКласс Р.Ф.» – создание школьной модели экологического наставничества «ученик – ученик» как саморасширяющейся системы образования школьников, формирования группы «гибких навыков» средствами экологического образования и просвещения.

    Задачи проекта:

    -                   систематизировать эколого-образовательную и просветительскую деятельность школы на основе разработки программы наставничества;

    -                   обеспечить разностороннюю поддержку обучающихся с особыми потребностями, расширение пространства социализации учащихся школы за счет включения их в различные формы образовательной и общественно значимой экологической деятельности детско-подростковых общностей;

    -                   развивать лидерские качества учащихся (как наставников, так и наставляемых), ответственное отношение к делу;

    -                   обеспечить непрерывное обучение школьников более старшими школьниками на основе экологически грамотного поведения;

    -                   создавать комфортные условия и экологичные коммуникации внутри образовательной организации;

    -                   сплотить коллектив учащихся школы путем участия в совместных природоохранных мероприятиях;

    -                   воспитывать «дух волонтерства» как основу развития гражданского общества;

    -                   формировать устойчивое школьное сообщество.

         Проект позволяет достичь важнейших результатов для учащихся, среди которых: преодоление личностных кризисов; расширение представлений о реальном мире, своих возможностях и способах действия; развитие навыков и качеств личности, необходимых для жизни; развитие лидерских качеств наставников; формирование экологических ценностей и норм поведения; активное вовлечение учащихся в жизнь школы.

         Не менее актуальны также результаты проекта для всей школы, это: развитие открытой эколого-образовательной среды школы, обеспечивающей формирование экологической грамотности учащихся; активное вовлечение учащихся в жизнь школы; формирование культуры наставничества, его ценностей и традиций; улучшение психологического климата в школе; развитие устойчивых связей с социальными партнерами.

         Проектная деятельность основывается на использовании имеющихся ресурсов, таких как открытая эколого-образовательная среда школы, эко-актив школьников – участников эколого-образовательных проектов предыдущих лет, наличие опытных педагогов-кураторов.

         В рамках проекта была разработана школьная модель Эко-наставничества «ученик – ученик», основная идея которой заключается в том, что современные школьники, испытывающие интерес к новому, стремление к активной деятельности, освоению новых форм и способов деятельности, готовы стать участниками практики, делиться своим уже накопленным опытом со сверстниками и более младшими детьми.

       Эко-наставничество – это целенаправленная деятельность по передаче экологических ценностей, знаний, опыта и традиций от старших к младшим членам общества. Цель наставничества «ученик – ученик», или «дети учат детей» – оказать поддержку каждому: неуспевающему, менее опытному, не уверенному в себе, не обязательному, испытывающему трудности в общении и пр. Среди принципов наставничества следует отметить такие важнейшие из них как понимание, принятие, сострадание, помощь, веру друг в друга, опору друг на друга.

    Чтобы стать наставником, учащимся, помимо знаний об определенном виде деятельности и умения ее осуществлять, необходимо наличие интереса и личностно-значимых качеств, обеспечивающих интеллектуально-поведенческую поддержку другого школьника, в том числе школьника-аутсайдера, заинтересованность в сплочении коллектива учащихся, взаимодействии слабых и сильных школьников.

    Подготовка юных наставников осуществляется наставниками-педагогами по следующим направлениям:

    -                   обоснование значения наставнической деятельности для формирования сплоченного школьного коллектива в общем и классного коллектива, в частности, в нормализации взаимодействия слабых и сильных школьников;

    -                   раскрытие возможностей наставнической деятельности для самореализации успешных школьников;

    -                   вовлечение активных школьников в интерактивные, социально полезные виды деятельности, способствующие освоению эффективных методов, приемов и техник функций наставника.

         Возрастная модель «дети учат детей» включает волонтера-наставника «ведущего за собой», вовлекающих в социально-экологическую деятельность своих ровесников, а также старших школьников, берущих шефство над младшими.

         Ролевые модели «ученик – ученик» – это «успевающий – неуспевающий» (поддержка для достижения лучших образовательных результатов; «лидер – пассивный» (психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков); «равный – равному» (обмен навыками; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.

    Итоги работы:

    Участие во Всероссийской олимпиаде школьников Эколята- юные защитники природы, школьный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии на 2023-2024 год.

    Участие в олимпиаде по экологии на портале УЧИ.РУ.

    Участие в конкурсах Всероссийского (международного) фестиваля "Праздник эколят-молодых защитников природы". 

    АКЦИЯ ЭКОГТОФЕСТ совместно с активистами движение первых 2023-2024 учебный год.

          Ученик-наставник работает по принципу: «Человека нельзя научить, можно дать возможность научиться». Основной акцент в работе наставника делается на эмоциональный комфорт и позитивную атмосферу активности в проектной деятельности.

    Среди ответов наставляемых на вопрос «Что для тебя особенно ценно в программе наставничества?», хотелось бы отметить следующие:

    Результат и общение с новыми людьми;

    - Что у меня есть старший друг, к которому я могу обратиться в случае проблемной ситуации;

    - Возможность участвовать в школьных проектах и конкурсах, общение с творческими людьми, новые знакомства;

    - Понимание и поддержка со стороны наставника.

    Наставник помогает работать над экологическими проектами в командах с другими учениками школы, все участвовали в субботниках на пришкольной территории, сажали цветы, убирали мусор на территории школы, провели мастер-классы для всех желающих,  участвовали в оформлении  выставки детских работ «Деревья глазами детей» и «Моя зеленая школа», участвовали во многих других мероприятиях, что, безусловно, способствовало развитию не только функциональной, но и экологической грамотности.

    Результаты опроса следующие: «Природе надо помогать» - считают 90% учащихся; «Экологическая работа – это важно» - 85%; «Наши усилия влияют на качество среды» - 91%.

          Проект наставничества «ЭкоКласс» успешно прошел апробацию, так как имеет надежную основу для преодоления проблем обучающихся в виде разработанной и реализуемой системы эколого-образовательных и просветительских проектов в открытой образовательной среде школы.

     

    Литература

    1. Ермаков Д.С. «Гибкие» навыки в школьном образовании // Народное образование. – 2020. – № 5. – С. 165-172.

    2. Иванов И.Ю. Когда ответственность – значит грамотность: о модели развития экологической грамотности школьников // Исследователь/Researcher. – 2021. - № 1–2. С. 18-31.

    3. Колесникова И.А. Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия // Непрерывное образование: XXI век. – 2013. - № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-gramotnost-i-novaya-negramotnost-dvadtsat-pervogo-stoletiya/viewer

    4. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. – 51 с.

    5. Нурмуратова К.А. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях \\ Педагогическая наука и практика. – 2019. - № 1(23). – С. 14-18.    

    https://disk.yandex.ru/d/CX-8YcOH4pf_uA  ссылка олимпиада эколята в 2023-2024 учебном году.

    https://disk.yandex.ru/i/7RV3xRpiRuptfA   Видео: «Проблема мусора на Земле» в рамках работы кружка: "Юный эколог".

     https://disk.yandex.ru/i/VQZvyHvSePEtHQ  Ссылка на мастер класс Всероссийского (международного) фестиваля “Праздник  Эколят-молодых защитников природы”, обучающийся 11 класса.

    https://disk.yandex.ru/d/A1GLWKAaf5BkRA  ссылка на экологические уроки ЭКОКЛАСС Р.Ф.

    https://disk.yandex.ru/d/H29UY4ywH5Rmpw  ссылка на участие в олимпиаде по экологии на УЧИ РУ.

    Ролики: Наставничество (УЧИТЕЛЬ-УЧИТЕЛЬ).

    https://disk.yandex.ru/i/vAkPhb9LagiJBA
    https://disk.yandex.ru/i/HEN7Gs0VdDzpEg
    https://disk.yandex.ru/i/Gv2JS32nu6-p2w

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie